О Госкорпорации Деятельность Атомный ледокольный флот

Атомный ледокольный флот

Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Атомный ледокольный флот России насчитывает 4 атомных ледокола, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Его задача - обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу.

Флот был передан на баланс Госкорпорации «Росатом» в августе 2008 года. Управлять работой ледоколов уполномочено ФГУП «Атомфлот», базирующееся в Мурманске.

Атомный ледокольный флот развивался почти параллельно с отечественной атомной энергетикой. Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 года, а его закладка  состоялась 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. 5 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду. В 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей.


Также выведены из эксплуатации ледоколы «Сибирь», «Арктика», «Советский Союз» и «Россия». 

Список ледоколов, эксплуатируемых в настоящее время ФГУП «Атомфлот»:


Ледокол «Таймыр»



Мощность, тыс. л. с.: 50

Водоизмещение, т: 21000
Год постройки: 1989
Построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи «Вяртсиля Морская Техника» в Хельсинки по заказу Советского Союза. При этом использовались советские оборудование (силовая установка) и сталь. Введен в эксплуатацию в 1989 году. Предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой.

Ледокол «Вайгач»



Мощность, тыс. л. с.: 50

Водоизмещение, т: 21000
Год постройки: 1990
Спущен на воду в 1989 году, введен в эксплуатацию в 1990 году. Был построен на финской судоверфи «Вяртсиля Морская Техника» по заказу Советского Союза, однако оборудование (силовая установка и др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой.

Ледокол «Ямал»



Мощность, тыс. л. с.: 75

Водоизмещение, т: 23000
Год постройки: 1992
Заложен в 1986 году, спущен на воду в 27 октября 1992 года. Помимо сопровождения экспедиций, обслуживания дрейфующих станций, сопровождения судов, идущих по Северному морскому пути, спасательных работ «Ямал» совершает туристические круизы на Северный полюс.

Ледокол «50 лет Победы»



Мощность, тыс. л. с.: 75

Водоизмещение, т: 25168    
Год постройки: 2007
Крупнейший в мире атомный ледокол. Заложен 4 октября 1989 года на Балтийском заводе в Ленинграде (позже в Санкт-Петербурге). Спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено и возобновлено только в 2003 году. Введен в эксплуатацию 23 марта 2007 года.


Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»


 

Водоизмещение, т: 61880
Год постройки: 1988
Единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы.
С момента начала работ лихтеровоз "Севморпуть" перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора. С 2007 по 2013 год находился в эксплуатационном резерве. В конце декабря 2013 года генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко подписал приказ о восстановлении судна. Планируется, что «Севморпуть» будет использоваться для обеспечения Северного завоза, освоения шельфа и разработки Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, восстановления инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.

Многофункциональное судно-контейнеровоз ледового класса "Россита"



Водоизмещение, т: 4000

Год постройки: 2011

Судно предназначено для транспортировки отработанного ядерного топлива и материалов утилизированных АПЛ с бывших береговых баз ВМФ РФ на Северо-Западе России. Имеет технические параметры, позволяющие осуществлять вход и безопасную стоянку в доках морских портов и причалах объектов региона. "Россита" является судном ледового класса и предназначено для работы в сложных арктических условиях. Его длина - 84 метра, ширина - 14 метров. Контейнеровоз имеет два изолированных грузовых трюма общей вместимостью 720 тонн. Он способен развивать скорость 12 узлов и находиться в автономном плавании длиной 3 тысячи морских миль. Построено на верфи компании "Финкантьери" г. Ла-Специя (Италия). Работы по строительству судна "Россита" проводились в рамках выполнения Межправительственного соглашения 2003 года о двустороннем сотрудничестве по утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ, и переработке ядерных отходов и отработанного ядерного топлива. Соглашение между Россией и Италией было заключено во исполнение решений саммита "Большой восьмерки" в Кананаскисе (Канада).


Судно спущено на воду в декабре 2010 года. Передано ФГУП "Атомфлот" в июле 2011 года.


Также компания «Атомфлот» эксплуатирует лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» мощностью 40 тыс. л.с.  Кроме того, эксплуатируются 2 плавтехбазы («Имандра» и «Лота»), спецтанкер для жидких радиоактивных отходов «Серебрянка» и судно для обеспечения санитарной обработки персонала и дозиметрического контроля «Роста-1».



Планируется строительство атомных ледоколов двухуровневой осадки для обеспечения навигации по Северному морскому пути. В ближайшее время должно начаться строительство первого из трех таких ледоколов. Выполненный в петербургском ЦКБ «Айсберг» проект универсального атомного ледокола нового поколения подтвердил эффективность и обоснованность строительства двухосадочного ледокола. Разработчиком реакторной установки для атомного ледокола нового поколения выступает «ОКБМ Африкантов». Важным преимуществом универсального ледокола нового поколения по сравнению с предыдущими поколениями атомных ледоколов станет возможность работы как в открытом океане, так и в устьях рек, благодаря двухосадочной конструкции судна.   

 




Акатов А.А., Коряковский Ю.С. Ключ к Арктике. Брошюра Общественного совета Росатома



© 2008–2016 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»