АО «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом», занимает прочную позицию в судостроительной отрасли как поставщик реакторных установок. Однако с недавнего времени компания пробует свои силы и в новых сегментах. О развитии плавучих энергоблоков, сотрудничестве с иностранными поставщиками и перспективах создания совместных предприятий с судостроителями в эксклюзивном интервью рассказал генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов. 
– Андрей Владимирович, судя по новостям, «Атомэнергомаш» активно развивается в судостроительной отрасли. С чем это связано? 
– Мы повсюду, где требуется что-то большое и железное – а где еще больше железа, чем в кораблях.  Если же говорить серьезно, то мы давно и целенаправленно развиваем неатомные бизнесы.  Их  доля в выручке сегодня составляет около 50% – такой пропорции  будем держаться и дальше. Это тепловая энергетика, нефтегазовая отрасль.  С судостроителями мы достаточно плотно работаем с 2014 года по реакторным установкам  для ледокольного флота. 
«РИТМ-200», которые установлены на трех новых атомных ледоколах проекта 22220 – первые полностью изготовленные  в контуре дивизиона.  Они позволили приоткрыть дверь в судостроительную отрасль и предложить нашим партнерам решения в других областях. Для этого мы прошли весь путь соответствующей сертификации, в том числе в Российском морском регистре судоходства. Наши традиционные компетенции – это насосы теплообменники, металлургические отливки. 
Кроме того, мы хотим локализовать в России производство ряда систем и оборудования, которые сегодня изготавливаются только за рубежом. Например, обсуждаем различные варианты сотрудничества с норвежской Novenco, турецкой Elkon, другими компаниями.   Подытоживая, хочу сказать, что сегодня мы рассматриваем судостроение как одно из ключевых  направлений бизнеса, и намерены развивать свое присутствие на этом рынке. 
– Компания уже занимает прочные позиции на рынке реакторов для военного и ледокольного флота. Каковы планы по развитию этого сегмента? 
– В прошлом году мы полностью завершили производство трех комплектов реакторных установок «РИТМ-200». Это шесть реакторов, которые были поставлены точно в срок. Их уникальная особенность – интегральная компоновка, когда всё оборудование размещается  внутри корпуса ПГБ (парогенерирующий блок – прим ред.). За счет такой схемы установка в 1,7 раза легче, в два раза компактнее и почти на 20% мощнее используемых в настоящее время реакторов типа КЛТ. Это позволило сделать новые ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики по скорости, ледопроходимости и другим параметрам. В процессе производства реакторов были внедрены уникальные технические решения и новые инструменты, не применявшиеся в России и за рубежом. 
Сейчас мы готовимся к запуску в производство «РИТМ-200» для четвертого и пятого универсальных атомных ледоколов. Следующий шаг – «РИТМ-400» для ледокола «Лидер». Это эволюционное развитие «РИТМ-200» с увеличением тепловой мощности до рекордных 315 МВт. Силовая установка позволит «Лидеру»  иметь повышенные эксплуатационные характеристики. В частности, он сможет пробивать лед толщиной до 4,3 метров и прокладывать канал шириной до 50 метров. В результате будет обеспечена круглогодичная навигация по Севморпути, в том числе для крупнотоннажных судов. 
Важный момент. Поскольку компоновочные и схемные решения в обоих реакторах аналогичны, у нас появляется мощностной ряд для ледоколов разных проектов. А это нужно для дальнейшего развития атомного флота. Также конструкторы ОКБМ (входит в «Атомэнергомаш» – прим. ред.) разработали  проект РУ «РИТМ-200Б» для небольшого однореакторного оффшорного ледокола, предназначенного для работы на шельфе. 
Но мы не ограничиваемся только ледокольным флотом – потенциал «РИТМов» значительно больше. В частности разработана установка «РИТМ-200М» для оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ). Это усовершенствованная технология плавучего атомного энергоблока «Академик Ломоносов», который недавно прибыл в Певек. Специалистами наших предприятий  проведена большая работа по оптимизации станции. Применение «РИТМов» увеличивает электрическую мощность до 100 МВт, а также срок работы станции на одной загрузке топлива до десяти лет. Последнее позволяет исключить перегрузочный комплекс, хранилище отработавшего ядерного топлива и ряд других помещений. В результате по сравнению с головным блоком уменьшилось водоизмещение на 9 тысяч тонн, на 30 процентов выросла мощность и в 3,7 раза — энергоресурс.  
В настоящее время мы создали обликовый проект и ведем переговоры с потенциальными заказчиками. 
– В июле 2019 года «Атомэнергомаш» заключил меморандум о взаимопонимании с финским бюро Aker Arctic. Одна из заявленных целей документа – как раз взаимодействие при проектировании оптимизированных плавучих атомных энергоблоков. Как продвигается сотрудничество? 
– Действительно Aker Arctic один из наших партнеров по проекту ОПЭБ и арктическим судам. Компания входит в число мировых лидеров в своем сегменте. На сегодняшний день достигнуто понимание возможного объема участия финских партнеров в проекте. Мы стремимся привлечь их опыт и компетенции на самых ранних этапах. Это дает нам уверенность в максимальной эффективности и актуальности технических решений, закладываемых в проект. Aker Arctic произведет комплексную оценку всей технологии создания плавучих атомных электростанций, за исключением реакторного блока.  
Стоит отметить, что это не первый опыт работы с Aker Arctic – ранее наши финские партнеры принимали непосредственное участие в проектировании атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач».  
– Какие верфи могут быть рассмотрены для строительства плавучих энергоблоков? 
– В России не так много судоверфей, имеющих достаточно ресурсов для сооружения подобных объектов. Это, по сути, Балтийский завод в Санкт-Петербурге и ССК «Звезда» в Приморском крае. 
Если брать зарубежные площадки, то здесь много вариантов. Это и азиатские судостроители, и турецкий судостроительный кластер, и крупные европейские верфи. Окончательный выбор площадки строительства будет зависеть от конкретного проекта. Важно понимать, что загрузка реактора и, соответственно, топлива в любом случае будет происходить на территории России. После этого ОПЭБ сможет отправиться на свою целевую точку базирования.  
– В ходе сентябрьской выставки «НЕВА-2019» «Атомэнергомаш» заключил меморандум о сотрудничестве с норвежским бюро Sawicon AS. Каковы цели этого сотрудничества? 
– Sawicon – это независимая инжиниринговая и консалтинговая компания, занимающаяся как проектированием новых судов и морской техники, так и модернизацией. Вместе мы намерены проводить анализ применяемых технологий при проектировании судов, участвовать в проектах замены и модернизации судового комплектующего оборудования.  В том числе наше сотрудничество предусматривает адаптацию иностранных проектов судов, в основном рыболовных, для соответствия российским требованиям. Конкретные проекты, сейчас как раз в процессе обсуждения.  
В настоящее время мы ведем переговоры с тремя известными рыболовными компаниями по проектированию нескольких среднеразмерных судов, в том числе для ловли краба, используя типовые проекты компании Sawicon. Сделка на этапе обсуждения, поэтому детали пока раскрывать не могу. 
– Производство какого оборудования и с чьим участием «Атомэнергомаш» планирует локализовать на территории РФ? 
– Помимо уже упомянутых выше компаний мы взаимодействуем с хорватской Motortech и норвежской Novenco. Первая поставляет широкую линейку аварийных и вспомогательных дизельных двигателей. Вторая – лидер судостроительного рынка в проектировании и производстве систем отопления вентиляции и кондиционирования. 
Локализация или какие-то комбинированные решения возможны в различных сегментах. Это теплообменное, электротехническое оборудование, двигательные установки. По некоторым позициям мы стремимся обеспечить полное импортозамещение, например, в производстве судовых СПГ-насосов.  
У нас есть успешный опыт локализации в других отраслях. Например, сейчас мы изготавливаем оборудование для первых в стране мусоросжигательных заводов по технологии японско-швейцарской HitachiZosenInova. Много чего сделали для ГНХ (газонефтехимии – прим. ред.) совместно с зарубежными лицензиарами. В то же время мы не торопимся, и будем выходить на рынок только с полностью проработанными решениями.  
По самым минимальным экспертным оценкам сегодня в судостроении более 60% приходится на зарубежное оборудование. В рыболовецких судах судостроители оценивают долю импорта и вовсе в 90%. То есть, потенциал импортозамещения в отрасли очень высок. Но при этом заказчик ждет от нас не просто российское или локализованное оборудование, а как минимум соответствующее зарубежным аналогам по качеству и цене. И если необходимое качество мы можем обеспечить благодаря отлаженной работе в других отраслях, то цена – гораздо более сложный вопрос. Зарубежное оборудование выпускается большими сериями, поэтому и цена существенно ниже, несмотря на то, что в России дешевле материалы, электричество, другие ресурсы. С учетом всех исходных данных любая работа в области импортозамещения и локализации требует очень взвешенного подхода. 
– Рассматривает ли «Атомэнергомаш», может быть, в сотрудничестве с другими структурами Росатома, возможность создания проектно-конструкторской или судостроительной организации? 
– Мы рассматриваем различные варианты взаимодействия и расширения своих компетенций в судостроении. В том числе возможно СП, как внутри атомной отрасли, так и с кем-либо из судостроительных предприятий. Главное, чтобы это позволяло создавать конкурентоспособные решения, востребованные индустрией.
Источник: Sudostroenie.info
Андрей Никипелов, «Атомэнергомаш»: «Рассматриваем судостроение как одно из ключевых направлений бизнеса»
Андрей Никипелов, «Атомэнергомаш»: «Рассматриваем судостроение как одно из ключевых направлений бизнеса»