Журналистам Новости

Новости

Более 64 млрд руб. сэкономили специалисты ОЦКС Росатома в 2015 году в ходе реализации строительных проектов в атомной отрасли

19.01.2016 13:15  |   Пресс-служба Отраслевого центра капитального строительства Госкорпорации «Росатом»

Программа капитальных вложений Госкорпорации «Росатом» за 2015 год выполнена на 100%. Об этом сообщил директор по капитальным вложениям «Росатома», директор Отраслевого центра капитального строительства (ОЦКС) Геннадий Сахаров, подводя итоги работы за 2015 год.

По его словам, в 2015 году работа велась по более чем 300 инвестиционно-строительным проектам в 36 субъектах РФ, включая проекты по сооружению 9 энергоблоков АЭС. На их реализацию было направлено в общей сложности около 237 млрд. рублей. В осуществлении программы капвложений Росатома были задействованы 72 службы технического заказчика и более 65 тысяч строителей.

В 2015 году на предприятиях Росатома было завершено строительство и осуществлен ввод в эксплуатацию около 100 объектов. Одним из главных достижений 2015 году заслуженно считается ввод в эксплуатацию третьего энергоблока Ростовской АЭС, осуществленный на 2 месяца раньше запланированного срока и с экономией в размере 7,3 млрд рублей, а также пуск в промышленную эксплуатацию четвертого энергоблока Белоярской АЭС с инновационным реактором на быстрых нейтронах БН-800. Кроме того, в течение 2015 года был введен в эксплуатацию еще целый ряд таких значимых объектов, как завод по производству МОКС-топлива на площадке  ФГУП «Горно-химический комбинат», завод по производству серной кислоты в Бурятии и многие другие.

В 2015 году сотрудники подразделений Госкорпорации «Росатом» по управлению капитальными вложениями и эксперты ОЦКС Росатома продолжили работу по реализации проекта по мотивации. Был успешно завершен подготовительный этап отраслевой программы мотивации на снижение стоимости и сроков сооружения ОИАЭ: были  созданы условия и механизмы для достижения экономии и сокращения сроков на пилотных проектах. В частности, за счет установления предельной и целевой стоимости по четырем пилотным проектам программы, начиная с момента ее реализации в 2014 году удалось снизить их стоимость на 181 млрд. рублей. В 2015 году в рамках реализации программы мотивации был получен пакет из более чем 50 оптимизационных предложений с суммарным эффектом экономии свыше 1 млрд. рублей. В конце 2015 года в программу мотивации был включен концерн «Титан-2» (с проектом «Ханхикиви-1» и новым пилотным проектом по строительству АЭС «Эль-Дабаа» в Египте). В 2016 году основной акцент в реализации программы мотивации будет сосредоточен на сокращении сроков проектирования и строительства ОАИЭ. Помимо этого, планируется реализация коротких пилотных проектов и завершение согласования методических документов системы мотивации в ФОИВ.

В 2015 году в рамках исполнения федеральных целевых программ предприятий атомной отрасли для нужд ФАИП и ГОЗ по закупкам оборудования было рассмотрено более 609 заявок на общую сумму 7 345,60 млн. рублей с НДС. Снижение начальной максимальной цены (НМЦ) после согласования заявок на закупки для нужд ФАИП и ГОЗ по оборудованию составило 163,19 млн. рублей с НДС, что составляет 2,32% от общей суммы первоначально поданных на согласование заявок. Также было рассмотрено 16 комплектов заявок на проведение процедур закупок на поставку оборудования с НМЦ более 100 млн. руб. по объектам Белорусской АЭС и АЭС «Аккую». По результатам их рассмотрения экономия составила 18,04 млрд. руб. (без НДС), она была получена в результате контроля процедуры закупки строительства морских гидротехнических сооружений «под ключ» для АЭС «Аккую».

В 2015 году в рамках реализации инвестиционного соглашения ОЦКС Росатома было рассмотрено два проекта договоров, заключаемых заказчиком (застройщиком) при сооружении АЭС в РФ, а также подписанных сторонами 149 дополнительных соглашений к ним. Была проведена проверка обосновывающих материалов для инвестиционного планирования (плановые индексы), в том числе 311 индексов по открытию финансирования в 2015 году и 225 индексов по открытию финансирования в 2016 году. Был рассмотрен 41 проект решений по изменению или  перераспределению затрат в рамках Сводного сметного расчета (ССР) по различным объектам, согласовано 29 комплектов документов. Рассмотрено 39 комплектов материалов крупных сделок с суммой более 1,5 млрд. руб. по сооружению объектов: Белорусской АЭС, АЭС «Аккую», Нововоронежской АЭС-2, Ростовской АЭС и Курской АЭС-2. В ходе рассмотрения данных документов было выявлено необоснованное завышение стоимости договоров на сумму 1,28 млрд. руб. без НДС. Кроме того, в 2015 году проводился ежемесячный мониторинг выполнения инвестиционного соглашения по АЭС «Аккую» с ежемесячным направлением доклада и анализа выполнения соглашения о контроле по АЭС «Ханхикиви-1», включая контроль целевого использования средств ФНБ.

В 2015 году ОЦКС Росатома продолжил работу по совершенствованию и развитию  Отраслевой сметно-нормативной базы (ОСНБ  Росатома): в течение года были разработаны 97 новых отраслевых элементных сметных норм на строительно-монтажные работы (ОЭСН) и 1 620 отраслевых единичных расценок на строительно- монтажные работы (ОЕР) по регионам строительства АЭС, 45 отраслевых элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ОЭСНп) и более 200 отраслевых единичных расценок на пусконаладочные работы (ОЕРп). В 2015 году была дополнена номенклатура материальных ресурсов в отраслевом сборнике сметных цен (ОС  СЦ) (более 3200 позиций). Кроме того, в рамках развития ОСНБ Росатома были проведены выездные работы по техническому нормированию на площадках строящихся Ростовской АЭС, Ленинградской АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2. Были также дополнены отраслевые каталоги сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, отсутствующие в номенклатуре Федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ) в количестве 5 каталогов по 5 субъектам строительства на территории Российской Федерации (Воронежская, Ростовская, Ленинградская, Калининградская, Курская области), всего порядка 12 000 позиций ресурсов.

В 2015 году была реорганизована работа Комиссии по ценообразованию в атомной отрасли. Вместо нее был создан отраслевой Совет по ценообразованию в атомной отрасли, который отвечает за формирование единой ценовой политики и эффективной системы управления стоимостью строительства объектов атомной энергетики, внедрение перспективных методов определения достоверной стоимости строительства, а также подтверждает корректность исходных данных для разработки отраслевых индексов пересчета из базисного уровня цен в текущий уровень, для разработки отраслевых каталогов цен на материалы, изделия и конструкции, направляемых организациями Госкорпорации «Росатом».

В течение 2015 года в ходе работы Комиссии/Совета по ценообразованию в атомной отрасли был согласован 21 индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ ФАИП и ГОЗ (I квартал 2015 года – IV квартал 2015 года), а также было рассмотрено, откорректировано и направлено в адрес «Регионального центра по ценообразованию в строительстве» ГАУ Калининградской области 3 комплекта (39 расценок) документов текущей стоимости группы ресурсов для последующей корректировки текущей стоимости ресурсов в территориальном ежеквартальном каталоге «Цены в строительстве» по Калининградской области. В рамках данной работы были утверждены 8 индексов пересчета по представленным исходным данным, принято 1011 позиций материальных ресурсов в составе отраслевых каталогов цен и проведена индексация отраслевых каталогов цен на материалы, изделия и конструкции, применяемых при строительстве объектов ОАО «Концерн Росэнергоатом» по состоянию на I квартал – III квартал 2015 года (в общей сложности рассмотрено 5411 позиций). При этом по результатам рассмотрения исходных данных для разработки индексов пересчета стоимости строительно-монтажных работы (СМР) на объектах строительства АЭС снижение стоимости СМР на проектный объем (по исходным данным) составило 0,194 млн. рублей.

В 2015 году в рамках проведения анализа и оценки предпроектной и проектной документации была рассмотрена документация по 196 проектам. Выдано 141 заключение, в том числе 139 положительных, 2 – отрицательных. Экономия денежных средств по результатам проведения анализа и оценки предпроектной и проектной документации составила 44,66 млрд. руб. (6,6%).

В рамках осуществления государственной функции государственного строительного надзора Управлением государственной экспертизы, государственного строительного надзора и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом» было проведено 123 проверки, из них 109 плановых проверок и 14 итоговых проверок. По итогам проверок оформлены акты, составлены планы мероприятий по устранению замечаний, установлен контроль за устранением замечаний. В рамках осуществления государственной функции по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию выдано 56 разрешений на строительство и 11 разрешений на ввод в эксплуатацию. Также в 2015 году 12 экспертов Госкорпорации «Росатом» прошли  аттестацию на право подготовки заключений государственной экспертизы проектной документации (объекты повышенного уровня ответственности) в ФАУ Главгосэкспертиза России.

В целом коллектив подразделений Госкорпорации «Росатом» по управлению капвложениями и сотрудники ОЦКС Росатома в 2015 году работали как единая команда - слаженно и оперативно. Все поставленные задачи были выполнены в срок. «Сегодня мы должны предвосхищать события, работать на опережение, направлять все усилия на снижение стоимости проектов и уменьшения сроков строительства, оставляя неизменной безопасность, качество и надежность объектов», - отметил, подводя итоги года, директор по капвложениям Госкорпорации «Росатом», директор ОЦКС Росатома Геннадий Сахаров.


© 2008–2016 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»