22 февраля 2018 года в АО «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург), где завершаются швартовные испытания единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», специалисты успешно осуществили операцию по кренованию.

Кренование - это важный этап пуско-наладочных работ на головном плавучем энергоблоке, который проводится с целью уточнения проектных данных о положении центра тяжести построенного судна. Поясняя суть проведенной операции, заместитель руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Дмитрий Алексеенко отметил: «Опыту кренования подвергаются все головные суда строящихся серий. Поскольку при постройке судна возможно некоторое перераспределение масс, возникают расхождения между расчетными и действительными значениями аппликат центра тяжести и центра величины судна, определяется фактическая величина метацентрической высоты. В этой связи специалисты проводят уточнение проектных данных о положении центра тяжести построенного судна как раз путем проведения так называемого опыта кренования».
Кренование ПАТЭС осуществлялось с помощью специальных грузов, которые краном перемещали с борта на борт, фиксируя изменения осадки и угла крена. Таким образом, специалисты завода практически определили координаты центра тяжести судна, необходимые для расчетов весовой нагрузки, остойчивости и непотопляемости.
Руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Виталий Трутнев сообщил: «Для выполнения опыта кренования на АО «Балтийский завод» имеется штат квалифицированных специалистов, имеющих многолетний опыт работы. Они имеют в своем распоряжении современную измерительную аппаратуру, и используют методики, разработанные Морским Регистром с привлечением научных организаций». Он также подчеркнул, что операция по кренованию прошла успешно, без замечаний.
После завершения этапа швартовных испытаний в Санкт-Петербурге и выполнения всех работ по подготовке ПАТЭС к транспортировке, весной 2018 года его отбуксируют в г. Мурманск на площадку ФГУП «Атомфлот», где в июле 2018 года запланировано произвести загрузку ядерного топлива в реактор, а в октябре — физический пуск.
Напомним, что ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей самой северной в мире - Билибинской АЭС на Чукотке, которая вырабатывает на сегодняшний день 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок станции запланирован к останову в 2019 году, вся станция должна быть остановлена в 2021 году. 
Для справки: 
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). В основу проекта положены проверенные временем технологии судовых (ледокольных) реакторных установок. На ПЭБ установлены 2 парогенерирующих блока с реакторами типа КЛТ-40С, мощностью по 35 МВт.  Эта головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей, создается на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.
Источник: Департамент информации и общественных связей АО «Концерн Росэнергоатом»