24 сентября 2015 года, после длительных подготовительных работ был успешно завершен вывоз из Узбекистана высокообогащенного жидкого облученного ядерного топлива исследовательского реактора ИИН-3М. Ранее перевозки жидкого ОЯТ на переработку никогда не производились. Растворный реактор ИИН-3М действовал в составе радиационно-технологического комплекса АО «Фотон» (г. Ташкент).


Операция по вывозу ВОУ ОЯТ продемонстрировала последние достижения Российско-американской программы по возвращению в РФ высокообогащенного отработавшего ядерного топлива исследовательских реакторов российского производства (RRRFR), реализуемой при участии МАГАТЭ. В последние годы в свете новых разработок в области низкообогащенного высокоплотного ядерного топлива появилась возможность поддерживать работу исследовательских реакторов, которые ранее работали только на ВОУ-топливе. Российская Федерация в лице Госкорпорации «Росатом» поддерживает инициативы стран-участниц по замене ВОУ-топлива в исследовательских реакторах на низкообогащенное урановое топливо (НОУ) для достижения целей политики нераспространения ядерного оружия.



В рамках подготовки перевозки специалистами ООО НПФ «Сосны» была разработана технология и комплекс оборудования для слива ЖОЯТ из реактора в емкости временного хранения и его перегрузки в пеналы для транспортирования, а также оборудование для загрузки пеналов с ЖОЯТ в контейнер SKODA VPVR/M с помощью перегрузочного контейнера. Кроме того, была разработана технология и специальное оборудование для приема пеналов с жидким облученным ядерным топливом на ФГУП «ПО «Маяк». Безопасность оборудования для обращения с жидким ОЯТ и его соответствие действующим нормам и правилам были подтверждены соответствующими расчетами.  После экспертизы, выполненной специалистами ФБУ «НТЦ ЯРБ», была получена лицензия Ростехнадзора на приемку, временное хранение упаковки и переработку жидкого ОЯТ на радиохимическом заводе ФГУП «ПО «Маяк».

Для осуществления первого ввоза в Россию жидкого ОЯТ было заключено и ратифицировано новое межправительственное соглашение между Узбекистаном и Россией, в котором был определен нормативно-правовой порядок единовременного ввоза жидкого ОЯТ реактора ИИН-3М. В соглашении установлено, что ввоз облученного ядерного топлива осуществляется в порядке и на условиях ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок (ОТВС) ядерных реакторов для целей временного технологического хранения c последующей переработкой и оставлением радиоактивных отходов, образовавшихся в процессе переработки, на территории Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации.

В сентябре 2015 года на площадке реактора ИИН-3М была выполнена загрузка пеналов с ЖОЯТ в контейнер SKODA VPVR/M. Партия жидкого облученного ядерного топлива (около 27 литров) в ТУК-145/С (упаковка типа С, в состав которой входит контейнер SKODA VPVR/M и защитно-демпфирующий кожух) самолетом Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр» была доставлена в Россию для переработки на радиохимическом заводе ФГУП «ПО «Маяк». Все операции по сертификации и организации перевозки выполнялись под контролем Департамента по ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом».

Для справки:

ИИН-3М – исследовательский реактор растворного типа, в активную зону которого был загружен водный раствор уранил-сульфата обогащением 90% по урану-235. Характерной особенностью реакторов такого типа является самопогашение ядерной реакции за счет повышения температуры раствора и выделения радиолитического газа. Реактор мог работать в импульсном и статическом режимах. Загрузка топлива и физический пуск реактора были произведены в декабре 1975 года, 1 июня 2013 года реактор был остановлен. Ранее, в 2004 году из Института ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан было вывезено необлученное ВОУ-топливо реактора ВВР-СМ. В 2006 году была выполнена первая в истории Программы RRRFR перевозка облученного топлива с этого же реактора. Позднее, в 2012 году были выполнены еще две перевозки ОЯТ ИР ВВР-СМ с использованием воздушного транспорта в контейнерах ТУК-19.