Специалисты Росатома планируют вывезти около 14 первых контейнеров с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) из губы Андреева в 2017 году, сообщил начальник отдела координации и реализации международных программ Госкорпорации "Росатом" Анатолий Григорьев на пресс-конференции в Мурманске.
В течение 15 лет совместными усилиями специалистов России, Норвегии, Швеции, Великобритании и Италии создавались системы обращения с отработавшим ядерным топливом в губе Андреева и его последующей транспортировки. Выполненная работа позволит уже в начале следующего года приступить к выгрузке отработавшего ядерного топлива и начать его вывоз на переработку в Челябинскую область на ПО "Маяк".
"Контрактными обязательствами у нас (предусмотрено) 14 контейнеров – отправка на "Маяк" в следующем году. Но мы заложили риск, что могут быть отступления от технологии, собьётся темп. Но если это произойдет, мы готовы заключить контракт на второй эшелон в следующем году", – сказал Григорьев.
По его словам, корпорация спланировала в рамках целевой программы выделять средства на работу с ОЯТ до 2020 года – около 3,5 миллиарда рублей. "Нам не стыдно сейчас показать, каким образом мы расходовали деньги налогоплательщиков стран-доноров для того, чтобы обеспечить безопасный вывоз ядерного топлива на переработку. В следующем году мы планируем начать вывоз ядерного топлива – увеличим численность персонала, который работает в губе Андреева на 100 человек", – добавил представитель Росатома.
Григорьев сообщил, что, если все пойдет по плану, планируется отправлять примерно по 9 эшелонов в год (в каждом от 7 до 14 контейнеров). По его словам, главная задача специалистов сегодня не скорость, а качество работ, чтобы они были выполнены полностью на безопасном уровне. Он добавил, что самые большие риски связаны с транспортировкой топлива на расстояние около 3,5 тысячи километров, однако специалисты просчитали все негативные сценарии.
"Мы очень довольны планами, которые подготовлены. Часть топлива уже почтенного возраста, и оно может быть повреждено. Пусть работа займет больше времени, чем запланировано, главное – безопасность", – сказал президент экологической организации "Беллона" Фредерик Хауге.
Объект в губе Андреева был создан в начале 60-х годов XX века с целью технологического обслуживания атомных установок подводных лодок Северного флота. После аварии в хранилище ОЯТ в 1982 году министерство обороны приняло решение о реконструкции всех объектов губы Андреева. В связи с изменившейся социально-политической обстановкой в стране проект не был завершен. Работы в губе Андреева возобновились в конце 90-х годов благодаря финансированию норвежских партнеров. Международная кооперация позволила значительно увеличить темпы работ по нормализации радиационной обстановки на объекте.


Источник: РИА Новости