Будущее атомной энергетики уже становится реальностью. Это судно не имеет своего хода, хотя на нем будет работать такой же ядерный реактор, как на ледоколах. Его энергия нужна не для колки льдов, а для обеспечения электричеством и теплом жителей и предприятий Чукотки. 
И пока 600 работников Балтийского завода строят уникальное сооружение, в порту Певек тоже начинаются работы. 
КУРС - НА ПЕВЕК
Два транспортных судна - "Анисимов" и "Константа" - вышли из разных портов. Первое - из Архангельска, второе - из порта Сабетта на Ямале. Но держат путь в одном направлении - к порту Певек на Чукотке. Они везут туда сваебойные и бурильные машины, другую строительную технику, оборудование и материалы. Одновременно в Архангельске грузится еще одно судно - "Цыганков". И "Анисимов", разгрузившись в Певеке, вернется туда еще на одну погрузку. Спешат строители, спешит заказчик: филиал "Росэнергоатома" - дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций. "Решается серьезная, я бы даже сказал, выдающаяся задача, - объясняет ее директор Сергей ЗАВЬЯЛОВ. - В кратчайшие сроки, буквально за 2-3 месяца, которые еще продлится навигация, нужно завезти материалы, технику и оборудование для строительства в межнавигационный период 2017 г. грандиозного гидротехнического сооружения протяженностью около 600 м - молопричала". Именно там, у причала, защищенного молами, и будет базироваться первая в мире плавучая атомная тепловая и электрическая станция (ПАТЭС) "Академик Ломоносов". Она заместит выбывающие в 2019-2021 гг. мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. 70 МВт ее электричества, вырабатываемого двумя реакторами, и 50 ГВт/ч тепла достаточно, чтобы освещать и обогревать город с населением до 100 тыс. человек и поставлять энергию на местные рудники золота, меди, олова. 4 октября на площадке строительства в Певеке состоится церемония забивки лидерной сваи. При сооружении больших объектов в вечной мерзлоте это так же важно, как в судостроении разбить бутылку шампанского при спуске судна со стапелей на воду. 
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА ГОД?
Само судно уже больше года на воде. И мы рассказывали о его уникальности ( см. " АиФ " № 36, 2015 г., " Реакторы на волнах" ). Реакторная установка генерирует пар, а паротурбогенераторная трансформирует его в электроэнергию. Реакторы изготавливает " ОКБМ Африкантов" в Нижнем Новгороде, парогенераторы - на Калужском турбинном заводе. То, что строительство идет в достаточно комфортных условиях, конечно, облегчает задачу наших атомщиков. Мобилизовывать всю страну на ударную стройку, как это было в СССР при строительстве Билибинской АЭС, не нужно. В суровых условиях Севера предстоит построить только инфраструктуру. Собственно, поэтому и родилась идея мобильного энергоблока, покоящегося на воде у берега. Затраты немалые, но значительно меньше, чем если строить новую наземную станцию: 20,87 млрд руб., в том числе 7,2 млрд руб. на создание инфраструктуры базирования ПАТЭС, приема и распределения энергии на берегу. Работа на уникальном объекте кипит. Он отделен от остальной территории завода периметром спецзащиты, имеет собственную проходную. За год много чего изменилось. В реакторном отсеке - там, где было просто углубление под будущий реактор, - уже установлено оборудование. Энергомонтажные работы, по словам Александра КОВАЛЁВА, главного строителя заказа, завершены практически полностью, и теперь идет монтаж других систем. Готовы и отсеки для хранения свежего и отработанного топлива: срок службы плавэнергоблока - около 40 лет, и за это время нужно выполнить 3 перезагрузки топлива в реактор. В отсеке управления станцией установлено оборудование пульта управления, правда, приборы пока еще покрыты защитной пленкой. Каждый день сюда приходят члены экипажа, которые уже приняты на работу, - отрабатывают навыки. Но полностью экипаж не укомплектован, потому что пока это не нужно - процесс приема на работу сотрудников синхронизирован с процессом строительства. К примеру, главный инженер уже есть, а директора станции нет. Готовы спортзал, сауна и бассейн, в который пока что льется вода из Невы. Завершается обшивка жилого отсека, и в каютах (они одноместные, у каждого члена экипажа будет своя) идет сборка мебели. Даже внешне ПАТЭС изменилась: на довольно унылом сурике, которым она покрашена, появились оптимистичные желтые полосы. Сейчас проводятся швартовные испытания - тестируют все системы и механизмы. Их завершение в октябре будет означать, что судно готово принять на борт ядерное топливо. В следующем году его загрузят в реакторы, и последует их физический пуск. Потом "Академик Ломоносов" покинет Балтзавод - его отбуксируют в Певек. 
ДОЛГО ЛИ ДО СЕРИИ? 
Всего пара шагов осталась до того момента, как уникальный проект станет абсолютной реальностью, а он все еще представляется фантастикой: приплыл, подключился к сетям, покачиваясь на волнах, 40 лет давал берегу энергию, после чего отправился на капитальный ремонт для возможного продления эксплуатации. Но Сергей Завьялов напоминает: "Мы имеем дело с первым проектом, который создавался в конце прошлого века". Сегодня он уже кажется заказчику достаточно громоздким. "Мы просчитали, что можно использовать реакторные установки " Ритм-200 " , которые сейчас изготавливаются для новой серии ледоколов, и вырабатывать 100 МВт электроэнергии (не 70, как здесь). При этом сократить водоизмещение плавэнергоблока в 2 раза. Это значит, что существенно снизится материалоемкость проекта, сократятся сроки строительства, а стоимость уменьшится на 40-50%", - говорит заказчик. "Академик Ломоносов" - это референтный образец, на котором отрабатываются технологии строительства нового типа энергоблоков, включая береговую инфраструктуру. Его запуском Госкорпорация "Росатом" откроет еще одно перспективное направление в развитии атомной энергетики. Во многих уголках мира (не только на нашем Севере и нашем Дальнем Востоке) мощные электростанции не нужны - энергия необходима в скромных масштабах. А бесконечно возить туда органическое топливо дорого и хлопотно. По словам С. Завьялова, уже подписано порядка 10 меморандумов о намерениях со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Интерес к уникальному российскому проекту проявляют представители Индонезии, Малайзии, Таиланда, ОАЭ, Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара. Многим этим странам важен не только основной - энергетический - потенциал ПАТЭС, но и сопутствующий: возможность использовать энергоблок еще и для опреснения морской воды. Российские атомщики не без оснований рассчитывают на дальнейшее серийное производство плавучих энергоблоков.


 

Источник: «АиФ.Ру»