Проект «Школа Росатома»


 

За годы развития отечественной атомной отрасли в городах присутствия Госкорпорации «Росатом» сложились уникальные муниципальные системы общего образования. Этому способствовала и высокая концентрация научной интеллектуальной элиты, привлеченной для строительства и эксплуатации объектов атомной промышленности, и высокая наукоемкость производств, требующих соответствующей подготовки кадров, и уникальные условия закрытых территориальных образований, в которых создавались и развивались сети общеобразовательных организаций. Эти системы образования задавали традиционно высокую планку образовательных результатов, что подтверждалось блестящими успехами учащихся во всероссийских олимпиадах школьников, поступлением выпускников в самые престижные вузы страны. В условиях реформирования системы российского образования в 1990-2000-х годах необходим был новый импульс для сохранения и преумножения сложившихся традиций.

Проект «Школа Росатома» - это масштабная инициатива Госкорпорации «Росатом» по развитию систем образования в городах присутствия предприятий Госкорпорации. Проект реализуется с 2011 года. Сейчас в нем участвует 23 города, более 240 школ, в которых обучается свыше 130 тыс. учеников. Регионы-участники проекта - это Воронежская область, Иркутская область, Красноярский край, Курская область, Ленинградская область, Мурманская область, Нижегородская область, Пензенская область, Ростовская область, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Тверская область, Томская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Челябинская область и Чукотский АО.

«Школа Росатома» начиналась как комплекс мер по оказанию точечной финансовой и учебно-методической помощи ряду учебных заведений высокого образовательного уровня, особенно в области физико-математической подготовки. С 2015 года целью проекта стало создание инновационной образовательной инфраструктуры, своего рода сетевой лаборатории, для обеспечения современного доступного качественного образования детям, проживающим на территории городов — участников проекта. Благодаря системной работе по внедрению самых современных отечественных педагогических технологий с учетом зарубежного опыта уже к 2017 году эта цель была в значительной мере достигнута. Достижение очередной цели проекта планируется на 2025 год – сформировать инновационный высокоэффективный кластер в сфере общего и дополнительного образования, который позволит получить качественное образование детям, проживающим на территориях городов.

DSC08804.png

Сейчас сеть включает 22 образовательных организаций из одиннадцати городов — участников проекта: двенадцать детских садов и десять школ в европейской части России, на Урале и в Сибири. Участникам сети гарантируют финансирование интерактивного современного высокотехнологичного свободного пространства (для школ — площадью не менее 150 кв. м, для детских садов — не менее 80 кв. м). Общий объем финансирования для школ — 12 млн руб. (по 2 млн ежегодно из средств «Школы Росатома» и муниципального бюджета в течение трех лет), для детсадов — 6 млн руб. (по 1 млн ежегодно из средств «Школы Росатома» и муниципального бюджета в течение трех лет). Параллельно три представителя от каждой организации ежегодно стажируются в лучших отечественных и зарубежных образовательных учреждениях.

Сегодня «Школа Росатома» охватывает несколько категорий участников: дети (дошкольники и школьники), педагоги (воспитатели детсадов, работники школ и учреждений дополнительного образования), работники образовательных организаций, городские управленцы в сфере образования, а также жители городов-участников проекта. «Ежегодно более 3000 школьников участвуют в мероприятиях для талантливых детей, более 500 учителей — в конкурсной программе проекта, более 30 000 горожан — в дистанционных этапах конкурсной программы для педагогов и детей, поддерживая участников и голосуя за лучшие результаты, — перечисляет руководитель проекта «Школа Росатома» Наталья Шурочкова. — И отдельно стоит упомянуть о 300 педагогах и руководящих работниках, проходящих стажировку в лучших образовательных организациях России и за рубежом».

«Школа Росатома» - это еще и cеть «атомклассов» - специальных профильных классов в лучшей школе каждого города-участника проекта, в которых детям обеспечиваются все условия (материальные, кадровые, средовые) для более высокого уровня физико-математической и естественнонаучной подготовки, а также углубленного изучения ядерной физики. Сейчас «атомклассы» открыты и успешно функционируют в 36 городах 26 субъектов РФ и в двух странах ближнего зарубежья. Уже разработан и до 2024 года будет реализован стандарт «атомклассов» и центров компетенций, функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома». Будет расширена и сама сеть: к 2024 году в каждом городе — участнике проекта должно быть не менее чем по одному «атомклассу» или технопарку.

Ежегодно в рамках проекта «Школа Росатома» идет кропотливая работа по созданию благоприятных условий для появления, выявления и поддержки «точек роста» в системах образования городов-участников проекта. Главный принцип реализации проекта – системность и работа на опережение. Сегодня проект - это пять ежегодных профессиональных конкурсов для педагогов, управленцев и целых коллективов детских садов и школ. Победители этих конкурсов в качестве награды проходят стажировки в лучших образовательных организациях нашей страны и за рубежом (Швеция, Сингапур, Финляндия и др.). Затем на базе своих образовательных организаций проводят стажировки для своих коллег из всех городов-участников проекта, делясь опытом и давая возможность стажерам овладеть современными способами организации и реализации образовательного процесса, дающего высокие образовательные результаты детям.

В рамках направления «Международные умные каникулы со Школой Росатома» постоянно идет работа над расширением культурных взаимоотношений между российскими и зарубежными школьниками. С 2016 года около 1500 ребят из 25 стран приняли участие в девяти каникулярных программах проекта в России, Индонезии, Болгарии, Венгрии, Финляндии, Таиланде и Турции, а также дистанционно. Кроме того, ведется регулярная работа над партнерскими международными проектами с зарубежными школами. Например, в 2020-2021 годах более 300 учащихся из 17 стран (в том числе учащиеся русских школ за рубежом), приняли участие в онлайн-лагерях, которые были проведены по стандартам международных «умных каникул» со «Школой Росатома».

Ежегодно 150 учеников посещают отраслевые смены для одаренных детей городов «Росатома» в детских центрах «Орленок», «Артек» и «Океан». Более 1000 талантливых детей ежегодно бывают в городах расположения предприятий атомной отрасли. «Мы хотим, чтобы наши ученики были всесторонне развитыми личностями как в гуманитарных дисциплинах, так и в физико-математическом направлении, — говорит Наталья Шурочкова. — Мы стараемся всячески развивать их таланты: поддерживаем театральные и танцевальные студии, школы юных журналистов и программистов, инженерно-технические кружки, повышаем квалификацию педагогов детских садов и школ».

Из крупных направлений можно выделить три основных: проектирование и внедрение эффективных технологий воспитания, отработка технологий образования в «цифре», отработка проблематики и моделей содержательного взаимодействия школ с лучшими вузами страны.

Все промежуточные итоги показывают, что «Школа Росатома» - важная и востребованная инициатива. Она способствует эффективному развитию отечественной системы дошкольного воспитания, широкому внедрению в практическую деятельность новых прогрессивных методик и подходов. Проект развивается, а его участники ставят перед собой всё более амбициозные задачи.

Сайт проекта

Проект «Бережливая поликлиника»

Кодекс этики