У компании в 2022 году рекордная выручка — почти 4,1 млрд руб¬лей. В нынешнем году план еще больше — 7 млрд. Если получится, это будет семикратный рост за пять лет. Где нашли «золотую жилу»? Разбираемся вместе с гендиректором «Русбурмаша» Глебом Носыревым.
Стройка под ключ
Одно из слагаемых успеха — увеличение объема общестроительных работ. Их доля в выручке в 2021 году составила около 50%, в 2022 м — 60%.
Исторически «Русбурмаш», компания горнорудного дивизиона, вел геологоразведку и бурение. «С нас начинается ядерный топливный цикл»,— говорит Глеб Носырев. Постепенно «ассортимент» расширялся. Компания стала делать обвязку добычных полигонов: прокладывать трубопроводы, подключать насосы, контрольно-измерительное оборудование. Добавилось сооружение дорог, небольших зданий, опор ЛЭП. В 2018 году «Русбурмаш» выполнил ПСР-проект «Готовый полигон» на Вершинном месторождении в Бурятии для «Хиагды» — под ключ обустроил два добычных блока. В этот раз «Русбурмаш» работал один, без нескольких подрядчиков, как раньше, и все операции шли намного быстрее. В 2019–2020 годы такой же проект реализовали для «Далура» в Курганской области. «Мы бурим, строим, делаем пусконаладку и сдаем. Заказчику остается только кнопки нажимать и уран добывать»,— поясняет Глеб Носырев.
С 2021 года «Русбурмаш» взял на себя все строительные работы для «Далура». В прошлом году начал строительство геотехнологического полигона с полным комплексом сорбции и десорбции на Добровольном месторождении. «Это первый опыт строительства такого объекта собственными силами в горнорудном дивизионе. Раньше АРМЗ заказывал это на стороне»,— отмечает Глеб Носырев. В этом году компания должна построить локальную сорбционную установку на Хохловском месторождении. Запуск запланирован на конец года.
Умные технологии
Фирменная услуга «Русбурмаша» — строительство «Умных полигонов». В нее помимо стандартной обвязки входит установка оборудования для наблюдения за параметрами и управления технологическим процессом. Упрощается работа персонала: не надо в любую погоду бегать по блоку и поворачивать краны — все делает автоматика. Контроль техпроцесса экономит 10–15% реагентов. За счет точно дозированной подачи растворов пласт, из которого извлекают уран, меньше кольматируется — забивается глинистыми частицами.
Первый «Умный полигон» появился на блоке Западной залежи Хохловского месторождения «Далура» в 2021 году. В 2022 году опыт распространили на семь блоков Восточной залежи. В «Русбурмаше» полагают, что по итогам 2023 года извлечение полезного компонента там вырастет на 10–12%.
Мобильные услуги
Для «Хиагды» «Русбурмаш» — генподрядчик. Бурит сам, строит пока с подрядчиками, но собирается постепенно увеличить участие в строительных работах. В прошлом году компания с опережением срока построила инфраструктуру на Количканском урановом месторождении, в этом году там начнется добыча. На Дыбрынском «Русбурмаш» выполнит обвязку и поставит мобильную локальную сорбционную установку. «Мы ее разработали с «Далуром» и «Хиагдой». Раньше такие установки в России не использовали, только в Казахстане одна работает. В марте оборудование должно прийти. После получения разрешения на отработку месторождения — надеемся, это будет уже в апреле, — начнется эксплуатация»,— рассказывает Глеб Носырев.
Установка представляет собой несколько контейнеров с сорбционными колоннами. Она нужна для отработки удаленных залежей с небольшими запасами. Тянуть к ним трубопроводы и строить сорбционный участок дорого, но терять уран — нерачительно. Мобильную установку будут перебрасывать с одной малой залежи на другую и отрабатывать их с минимальными затратами. Вторую установку планируют заказать для «Далура».
Эффективное бурение
Выручка увеличилась и из-за ускорения буровых работ. Чтобы нарастить производительность, запустили два ПСР-проекта. Первый — личный проект гендиректора, прогрессивная шкала мотивации. За плановый объем рабочему полагается фиксированная сумма, за перевыполнение — втрое больше. Буровики получают больше денег, а заказчик раньше начинает отрабатывать залежь.
Второй проект: в компании проанализировали каждую операцию, выяснили причины простоев и устранили их. В частности, увеличили запас самых востребованных деталей и изменили схему работы буровых станков. Раньше два работали параллельно, теперь в противофазе: пока один работает, другой перевозят и монтируют, потом наоборот. И вот результат: на месторождениях «Далура» годовой план обычно выполняли шестью станками, а в 2022 году пять станков справились с планом за 10 месяцев. В ноябре уже бурили по программе 2023 года. На площадке «Хиагды» тоже рекорд буровой проходки. Обычно «Русбурмаш» бурил 40 тыс. погонных метров в год, в 2021 году — уже 76 тыс., в 2022 м — 85 тыс. «Никто не верил, что мы сделаем, а мы сделали»,— говорит Глеб Носырев.
В прошлом году «Русбурмаш» получил статус «ПСР-резерв», в этом году претендует на «ПСР-лидера».
Для Приаргунского производственного горно-промышленного объединения «Русбурмаш» не только бурил в шахтах и Уртуйском угольном разрезе, но и спускал в ствол строящегося рудника № 6 три насоса для откачки шахтных вод. Работа сложная и ответственная: надо пробурить скважину, установить колонну, подвесить на трубе тяжелый насос и аккуратно опустить его на 600 м. Упустишь — обратно не поднимешь. В марте «Русбурмаш» займется спуском еще двух насосов. «Вроде бы компания буровая, а стали ответственными и за спуск насосов»,— улыбается Глеб Носырев.
Надежное партнерство
Продолжается сотрудничество с внеотраслевыми заказчиками. Компания бурит в рамках эксплуатационной разведки на Быстринском ГОКе (принадлежит «Норникелю»). В прошлом году «Русбурмаш» получил диплом как лучший партнер.
На Апрелковско-Пешковской площади в Забайкальском крае для «Нергеопрома» выполнили гидрогеологические и инженерно-геологические работы, идет анализ данных. На Куроптевской перспективной площади на Кольском полуострове для Всероссийского НИИ минерального сырья «Русбурмаш» завершает разведочные работы и гидрогеологические исследования. В прошлом году на Чукотке по заказу Баимского ГОКа бурили скважины для строительства дороги от Песчанки до мыса Наглейнын. Завершился контракт с «Еврохимом» по эксплуатационной разведке в подземных выработках Гремячинского ГОКа.
Один из ключевых проектов этого года — на Колмозерском литиевом месторождении. «Русбурмаш» пробурит порядка 40 тыс. погонных метров для геологоразведки, геотехнических и гидрогеологических исследований. Работы будут выполняться вместе с «Норникель Технические сервисы».
Одна из проблем — нехватка сотрудников. «Тяжело на рынке, особенно с линейным персоналом — механиками, технологами, буровиками, начальниками участков. Никто не хочет идти в горную добычу,— переживает Глеб Носырев.— Хотя у нас можно за 10–15 лет сделать отличную карьеру. Например, заместитель гендиректора по производству начинал инженером по бурению. Директор филиала в Чите — электромехаником».
Чтобы выполнить все заказы, «Русбурмаш» продолжает закупки буровой техники. Раньше станки для геологоразведки заказывали у европейских и американских производителей, сейчас — в дружественных странах. Компания готова работать и с российскими машиностроителями, если те смогут поставить породоразрушающий инструмент, буровые штанги, ходовки для бульдозеров, пневмоударники и прочие комплектующие удовлетворительного качества.