31 января 2022 года в Санкт-Петербурге ФГУП «Гидрографическое предприятие» и АНО «Центр подводных исследований Русского географического общества» подписали соглашение о взаимодействии.
Совместные планы ЦПИ РГО и Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия связаны с историей изучения и освоения Северного морского пути. Команда ЦПИ РГО планирует проводить поисковые работы, находясь на судах Гидрографического предприятия, выполняющих исследования рельефа дна арктических морей. Перспективное сотрудничество позволит расширить зону поисковых работ для обнаружения важных с исторической точки зрения затонувших кораблей и судов. Рассматриваются и другие направления совместной работы.
«В 2023 году Гидрографическое предприятие будет отмечать 90-летие. Основание и развитие нашего предприятия – результат героизма отчаянных исследователей северных морей, многие из которых заплатили своей жизнью за гидрографические знания. Суда, пропавшие в ходе исследовательских экспедиций, важны для нашей памяти не меньше, чем имена первопроходцев. Мы хотим отдать дань памяти исследователям и нанести на карты места обнаружения их судов», — сказал генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт.
IMG_8528.jpg
«Арктический регион сейчас находится в зоне особого внимания и хозяйственных интересов. Центр подводных исследований РГО проводит большие работы в Белом море и уже продвинулся дальше – в Карское, где реализуется масштабная программа экологического мониторинга. Объединение усилий наших организаций позволит существенно нарастить эффективность морских исследований на Севере нашей страны и распространить их на всю акваторию Северного морского пути, что безусловно, принесет всем нам совокупный прирост знаний в областях гидрографии, экологии и истории», – отметил исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин.
В части поисковых работ приоритетными целями являются: шхуна «Ермак», которая была затерта во льдах и оставлена экипажем под командованием лейтенанта П. Крузенштерна в 1862 году в ходе исследования пролива Югорский шар; пароходы «Обь» и «Енисей» (входили в состав первой советской Карской товарообменной экспедиции), погибшие в сентябре 1921 года; погибший в шторм том же году гидрографический борт «Аркос»; парусно-моторная шхуна «Белуха», наскочившая на отмель острова Белый в ходе экспедиции Главного управления Севморпути 24 сентября 1933 года, и затонувшая в ходе буксировки; а также гидрографическое судно «Зюйд», которое погибло 20 сентября 1939 года, наскочив на другую отмель острова Белый.
Для справки:
ФГУП «Гидрографическое предприятие» (организация Госкорпорации «Росатом») осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории Севморпути: изучает подводный рельеф дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, обеспечивает акваторию средствами навигационного оборудования. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории Севморпути.
Центр подводных исследований Русского географического общества был создан в 2015 году, его учредителями стали Русское географическое общество (РГО) и Национальный центр подводных исследований (НЦПИ). Организация занимается поиском и изучением находящихся под водой объектов как природного, так и искусственного происхождения. Системное изучение акватории Белого моря было начато в 2018 году совместно с Гидрографической службой Северного флота. За 4 года многолучевым эхолотом было обследовано 560 кв. км акватории и обнаружено 15 затонувших судов, 7 из которых удалось идентифицировать. Кроме Белого моря за прошедшие годы команда Центра обследовала и устье реки Северная Двина, а также мелководье западного берега острова Мудьюг, где обнаружила 20 полностью или частично замытых в грунт корпусов. Все найденные в ходе экспедиций объекты внесены в базу для будущих исследований.

attachment
Северный морской путь – судоходный маршрут и главная морская коммуникация в российской Арктике. Одна из стратегических целей Госкорпорации «Росатом» - сделать Северный морской путь эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Узнать больше
Источник: Пресс-служба ФГУП «Гидрографическое предприятие»