Цех опытно-конструкторских работ «АСК» «Уралатомэнергоремонта» (особое подразделение филиала АО «Атомэнергоремонт», специализирующееся на изготовлении роботизированных систем) создал уникального робота-манипулятора для глушения дефектных труб парогенераторов. Он уже прошел испытания в присутствии представителей АО «Концерн Росэнергоатом» и АО ОКБ «Гидропресс», которые подтвердили, что робот соответствует требованиям технического задания и может быть применен при ремонтах АЭС уже этим летом.
Робот-манипулятор АСК 565.00, на создание которого ушло два года работ, глушит трубы по результатам автоматизированного вихретокового контроля труб, полученного роботом АСК 183. За час устройство может обработать до 40 заглушек, при средних затратах времени на одну трубку в 2 минуты. Робот обладает высокой точностью наводки – до 0,1 мм. Кроме того, манипулятор «Атомэнергоремонта» в своей программе видит сразу всю сетку трубок внутри парогенератора, а не отдельные сектора, так что не требует дополнительной переустановки.
18.jpg
Еще одно достоинство робота - небольшие размеры: его можно перенести в двух чемоданах. На месте проведения работ три специалиста занимаются его установкой в парогенератор, а далее оператор удаленно взаимодействует с ним при помощи пульта управления.
Манипулятор готов для работы на атомных электростанциях российского типа с реакторами ВВЭР-1200 и ВВЭР-1000. В перспективе будет разработана программа и усовершенствована конструкция для работы с реакторами типа ВВЭР-ТОИ. «На сегодня манипулятор возможно эксплуатировать на строящихся и действующих АЭС, если при выполнении контроля будут выявлены дефекты. Сейчас мы работаем над получением патента, и хотим в дальнейшем продвинуть технологию за рамки атомной отрасли. Например, в нефтехимию - для работы с оборудованием теплообменников», - поделился Максим Горбов, начальник цеха опытно-конструкторских работ «АСК» «Уралатомэнергоремонт».
Для справки:
В процессе работы парогенератора теплообменные трубки, толщина стенки которых составляет 1,5 мм, находятся в экстремальных условиях работы под давлением – 160 атмосфер и температуре 300 градусов Цельсия. Вследствие этого, на трубках могут образовываться дефекты. Если теплообменные трубки парогенератора имеют недопустимый дефект, они требуют глушения. Глушение – это процесс, в ходе которого специалисты по ремонту вставляют пробку в неисправную трубку и затем приваривают ее, чтобы блокировать выход воды. Раньше для глушения труб специалисты ремонтной компании самостоятельно залезали внутрь парогенератора и вручную выполняли сварку.








Источник: Пресс-служба АО «Атомэнергоремонт»