RU

Проект "Школа Росатома"


 

Проект "Школа Росатома" - это реализуемый с 2011 года комплекс мер по сохранению в городах присутствия предприятий Госкорпорации (особенно в закрытых административно-территориальных образованиях) высокого образовательного уровня, особенно в области физико-математической подготовки школьников, а также накопленных сильных образовательных традиций. За несколько десятилетий советского периода развития отечественной атомной отрасли в городах присутствия Росатома сложились уникальные муниципальные системы общего образования. Этому способствовала и высокая концентрация научной интеллектуальной элиты, привлеченной для строительства и эксплуатации объектов атомной отрасли, и высокая наукоемкость производств, требующих соответствующей подготовки кадров, уникальные условия закрытых территориальных образований, в которых создавались и развивались сети общеобразовательных учреждений. Эти системы образования традиционно задавали высокую планку, что подтверждалось высокой долей детей, выигрывавших региональный и финальный этапы Всероссийской олимпиады школьников; поступавших в самые престижные вузы страны; успешно работавших потом в науке и на высокотехнологичных производствах. В условиях реформирования образования в 1990-2000-х годах необходим был новый импульс для сохранения и преумножения накопленных традиций, внедрения инноваций в образовании. Так появился проект «Школа Росатома», который на сегодняшний день охватил более 500 образовательных организаций в 22 городах-участниках (в общей сложности более 10 тыс. педагогических и руководящих работников, более 100 тыс. учащихся школ и воспитанников детских садов). 

DSC08804.png

Ежегодно в рамках проекта идет кропотливая работа по созданию благоприятных условий для появления, выявления и поддержки "точек роста" в системах образования городов-участников проекта. Главный принцип реализации проекта – системность и работа на опережение. Сегодня проект «Школа Росатома» - это пять ежегодных профессиональных конкурсов для педагогов, управленцев и целых коллективов детских садов и школ. Победители этих конкурсов в качестве награды проходят стажировки в лучших образовательных организациях нашей страны и за рубежом. Ежегодно победители этих конкурсов на базе своих образовательных организаций проводят стажировки для своих коллег из всех городов-участников проекта, делясь опытом и давая возможность стажерам овладеть современными способами организации и реализации образовательного процесса, дающего высокие образовательные результаты детям.

Кроме того, это сеть образовательных организаций «Школа Росатома», включающая на сегодняшний день пять детских садов и школ в европейской части России, на Урале и в Сибири. Она рассматривается в качестве стажировочной площадки для педагогов и управленцев из всех городов-участников проекта, а также своеобразной инновационной лабораторией, в которой рождаются и отрабатываются эффективные технологии работы с детьми. Далее, «Школа Росатома» - это еще и сеть "атомклассов" - специальных профильных классов в лучшей школе каждого города-участника проекта «Школа Росатома», в которых детям обеспечиваются все условия (материальные, кадровые, средовые) для более высокого уровня физико-математической подготовки, а также углубленное изучение ядерной физики. Наконец, это система мероприятий, направленная на создание условий для поддержки талантливых детей («Метапредметная олимпиада школьников», ассамблеи старшеклассников «Атомвстречи» и «Люди будущего», отраслевая смена для одаренных детей в ВДЦ «Орлёнок»); а также профессиональная среда общения между директорами школ, заведующими детских садов, педагогами из всех городов-участников проекта. Это общение культивируется организацией семинаров, пропагандой сетевых образовательных традиций (таких, как проведение общегородского Дня знаний и общегородского празднования Дня учителя).

Промежуточные итоги показывают, что «Школа Росатома» - важная и востребованная инициатива. Она способствует эффективному развитию отечественной системы дошкольного воспитания, широкому внедрению в практическую деятельность новых прогрессивных методик и подходов. Проект развивается, а его участники ставят перед собой всё более амбициозные задачи. В 2012 году, за два года до утверждения Федерального государственного стандарта дошкольного образования детские сады уже разрабатывали программы нового поколения для эффективной работы с детьми. А в 2015 году лучшие школы проекта «Школа Росатома» начали реализацию федерального государственного стандарта для старшей школы, который во всей стране начнут реализовывать только в 2020 году. Такой ритм жизни систем образования городов-участников проекта «Школа Росатома» позволяет им естественным образом удерживать лидерские позиции в своих регионах и, что самое главное, формировать психологию лидера и высокий уровень жизненных и профессиональных амбиций и притязаний у поколения молодых участников проекта.