Специалисты Национального исследовательского ядерного университета МИФИ создали миниатюрную установку для изучения поведения ядерного топлива в условиях возможных тяжелых аварий на атомных станциях, эта разработка поможет создавать топливо для АЭС с повышенными показателями безопасности, сообщила пресс-служба МИФИ.

В мире в настоящее время активно идут работы по созданию устойчивого к авариям так называемого толерантного топлива (accident tolerant fuel). Стимулом к этому стала авария на японской АЭС "Фукусима-1" в 2011 году. Тогда после цунами, вызванного мощным землетрясением, прекратилась подача охлаждающей воды в активные зоны реакторов, произошел перегрев ядерного топлива. В результате повышения температуры циркониевых оболочек тепловыделяющих элементов (твэлов) возникла так называемая пароциркониевая реакция, сопровождавшаяся выделением дополнительного большого количества тепла и разрушением твэлов.

Практически сразу после этой аварии в странах с развитой атомной энергетикой активизировались разработки по предотвращению возможности возникновения пароциркониевой реакции. Один из путей решения этой проблемы - модификация циркониевых оболочек твэлов.

"Мы в МИФИ занимаемся разработкой модифицированных и композиционных циркониевых материалов с повышенных уровнем свойств, а также разработкой защитных покрытий и способов модификации поверхности циркониевых компонентов для активной зоны реакторов на тепловых нейтронах", - сообщила главный специалист Института промышленных ядерных технологий МИФИ, создатель установки для имитации аварийных режимов водо-водяных энергетических реакторов ВВЭР Светлана Иванова, слова которой цитируются в сообщении.

Она отметила, что разработки для циркониевых компонентов должны проверяться на устойчивость в условиях аварийных ситуаций, моделируемых в экспериментальных условиях, но существующие в настоящее время установки дороги, работы на них трудоемки и требуют длительного времени.

"Нам нужна была установка, которая позволила бы имитировать аварийные режимы, различные варианты аварийных ситуаций, но делать это быстро и не дорого. Вот для того, чтобы, разрабатывая модифицированные циркониевые материалы, защитные покрытия и способы модификации поверхности циркониевых компонентов, иметь возможность оперативно проверять их на устойчивость в аварийных режимах, мы и разработали, а затем и запатентовали такую установку", - пояснила Иванова.

Источник: РИА Новости