В Москве прошло техническое совещание Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по вопросам производства и использования ядерного топлива обогащением выше 5% для легководных энергетических реакторов, организованное при участии Топливной компании Росатома «ТВЭЛ».

Участниками совещания стали более 40 экспертов из 12 стран: представители национальных регуляторов, компаний атомной электрогенерации, предприятий-производителей ядерного топлива и научно-исследовательских институтов, а также аппарата МАГАТЭ.

В рамках дискуссий, продолжавшихся три дня, участники технического совещания подробно обсудили перспективы применения ядерного топлива повышенного обогащения, технологические аспекты его изготовления, тенденции в разработке новых инновационных видов топлива, а также вопросы безопасности и лицензирования. Было отмечено, что переход на использование топлива повышенного обогащения до 7% по изотопу урана-235 позволит реализовать 18-месячный топливный цикл на базе регенерированного урана с повышенным содержанием поглощающего изотопа уран-236, а в перспективе - внедрить толерантное топливо и 24-месячный топливный цикл на базе уран-эрбиевого топлива. Кроме того, увеличение предела по обогащению топлива позволит повысить эффективность топливоиспользования за счет сокращения количества ТВС подпитки.

Открыл семинар и выступил модератором одной из сессий директор Департамента по научно-технической деятельности АО «ТВЭЛ» Алексей Долгов. «Возможность использования делящегося материала с повышенным обогащением урана принципиально важна для создания толерантного топлива с конструкцией твэла из нециркониевых оболочек, которые гораздо сильнее поглощают нейтроны по сравнению с традиционными циркониевыми сплавами. Повышение обогащения топлива позволит компенсировать паразитный захват нейтронов без снижения длительности топливного цикла», - отметил он.

«По итогам семинара участниками было отмечено, что повышенное обогащение топлива на уровне более 5% является технически возможной опцией для оптимизации использования ядерных материалов в легководных реакторах. Развитие данного направления в дальнейшем может столкнуться с ограничениями регуляторного характера, связанными с существующими требованиями в отношении предприятий ядерного топливного цикла, а также правил обращения с отработавшим топливом. Мы выявили те вызовы, которые могут перед нами возникнуть, и определили необходимые действия. По моей оценке, экспертное сообщество движется в верном направлении, рассматривая одновременно вопросы экономической эффективности и стандартов безопасности», - сообщил научный секретарь совещания, представитель отдела ядерного топливного цикла и технологии обращения с отходами Департамента атомной энергии МАГАТЭ Ки Сеоб Сим.

Для участников мероприятия также был организован технический тур на «Машиностроительный завод» (ПАО «МСЗ», фабрикационное предприятие Топливной компании ТВЭЛ, г. Электросталь Московской обл.).

Для справки:

Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» при участии НИЦ «Курчатовский институт» выполнила технико-экономическое обоснование перехода на использование топлива с обогащением более 5% в реакторах ВВЭР-1000/1200. По оценкам российских специалистов для внедрения такого топлива на атомных электростанциях потребуются лишь незначительные доработки систем обращения и хранения свежего и отработавшего ядерного топлива. При этом строительства дополнительных мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива не понадобится. По оценкам специалистов ПАО «МСЗ», для постановки на производство топлива повышенного обогащения потребуется модернизация не более четверти существующего оборудования.


Источник: Департамент коммуникаций АО «ТВЭЛ»