Внедрение цифровых процессов и изменение процессов управления муниципалитетом является важной частью цифровизации городского хозяйства. Редакция TelecomDaily на форуме «Умный город: Новые вызовы» пообщалась с директором по работе с регионами АО «Русатом Инфраструктурные Решения» Сергей Кучиным на тему применения ИТ в городской среде.
- Как давно вы присутствуете на рынке?
- Мы относительно молодая компания, поэтому количество кейсов пока еще не измеряется в сотнях. В 2018 году фактически мы только начали работать, в 2019 появились первые продукты, первые внедрения стартовали в 2019-2020 годах. Опытная же и промышленная эксплуатация - это вехи 2021 года и сегодняшний день. Мы сейчас в самом начале пути, но, тем не менее, имеем достаточно широкую географию – сегодня это более 50 городов России. В них совместно с муниципалитетом или администрацией регионов мы реализуем комплексные проекты цифровизации городской среды, включая развитие электронных сервисов для города и жителей.
- С кем вы работаете?
- В пяти регионах мы работаем на уровне региональных правительств, решаем задачи регионального масштаба. Это, например, Мурманская область, где у нас целый комплекс внедрений, различных интеграций, туристического портала и важного инструмента взаимодействия с жителями – портала «Наш Север». Ещё одно направление, реализованное здесь, - внедрение цифровой платформы управления регионом, которое дополняет информацию, поступающую в ЦУР, объективными данными по ЖКХ, безопасности, аналитикой и прогнозированием. Похожие проекты реализованы в Воронежской области, Нижнем Новгороде.
Если говорить о самых известных внедрениях, получивших всевозможные авторитетные награды, то, в первую очередь, это Саров, наша «родина», место, где родилась платформа «Умный город». Не могу не сказать, что «Умный Саров» включен в число лучших практик, рекомендованных «ООН - Хабитат» – программой Организации объединенных наций по населенным пунктам.
Второе, что необходимо отметить, это уже 18 атомных 21 неатомный город, уже использующих платформу «Умный город». Хочу отметить, что если изначально мы были ориентированы исключительно на города присутствия Госкорпорации «Росатом», то сейчас мы нацелены на любые малые и средние города, независимо от принадлежности к атомной отрасли. Наиболее развернутые решения «Умного города», прежде всего, в Сарове и Железноводске, где платформа насчитывает около 60 модулей для муниципалитета и горожан. Но отдельные ее модули реализованы в других территориях, например, это Волгодонск Ростовской области, Курчатов Курской области, Глазов в Удмуртии, Кызыл в Тыве, Ханты-Мансийск и многие другие.
Еще один из интересных проектов, это проект в Нижнем Новгороде, где мы вместе с администрацией создавали Платформу «Лобачевский» - на уровне муниципалитета мы реализовали решение, интегрирующее в себя несколько существующих муниципальных продуктов и спроектировали интересное решение платформы обратной связи, аккумулирующее в себе различные источники работы с обращениями граждан.
Один и самых успешных наших кейсов – «Умный Железноводск» Ставропольского края. Железноводск был уже дважды признан лучшим кейсом муниципальной информатизации, в этом году он одержал победу на премии CIPR DIGITAL в номинации «Лучший кейс региональной цифровизации», получил федеральный грант на развитие. Железноводск - это большой комплексный проект, где мы не только строили Умный город и внедряли туристические сервисы. Здесь мы создавали, интегрировали большое количество инфраструктуры: транспорт, ЖКУ, ситуационный центр, сеть связи, видеокамеры и видеонаблюдение, умные остановки, умные пешеходные переходы и т.д. Часть сервисов «Умного Железноводска» используют все города Ставропольского края.
- В каких направлениях вы работаете?
- Мы активно развиваем отраслевые направления «Умного города» - Умный транспорт, умное ЖКХ. В частности, в Глазове в опытную эксплуатацию запущена система «Цифровой водоканал», продукт внедряется в Белгородской области и других регионах. Это аппаратно-программный комплекс, позволяющий повысить эффективность производственной деятельности предприятий водоснабжения и водоотведения за счет автоматизации отдельных бизнес-процессов и проведения анализа производственных и технологических показателей. Эффект достигается за счет установки различных датчиков на линейных объектах и включения в состав программных модулей, выполняющих определенный функционал. Благодаря этому потери в сетях должны снизится до 11%, потребление электроэнергии – до 20%, повышение производительности труда контролеров – до 60%.
Ещё одно направление - «Умный транспорт». С сентября мы внедряем интеллектуальную транспортную систему в Вологде. Технологически проект представляет из себя развертывание программно-аппаратного комплекса с различными модулями и сервисами для жителей и муниципалитета. Модули позволят принимать управленческие решения (в зависимости от уровня доступа) на всех уровнях, решать задачи организации дорожного движения, расстановки приоритетов проведения дорожных работ, предоставить приоритетный проезд спецслужбам и др.
Сегодня основной источник финансирования проектов «Умного города» - региональные и муниципальные бюджеты, а также грантовые средства федерального бюджета. Но в долгосрочной перспективе проекты смогут развиваться только, если придут и внебюджетные инвестиции. Мы предусматриваем в своих продуктах модели монетизации, ориентированные на бизнес и население. Это различные транзакционные модели, государственно-частное партнерство, создание платформенных решений, включающих в себя сторонние коммерческие продукты. В частности, в Сарове, Железноводске и Мурманске реализована функция маркетплейса, позволяющая локальному бизнесу находить новых клиентов.
- Каковы анонсы внедрения ваших проектов и сроки?
- Говоря о перспективах, отмечу, что существующие внедрения развиваются дальше, стартуют следующие этапы проектов - на каждом производятся улучшения, доработки ПО, внедряется дополнительная инфраструктура. Как минимум в 40 городах присутствия мы ведем переговоры о развитии системы, дополнительном расширении важных цифровых сервисов.
Внутри компании стоят амбициозные задачи и масштабные планы по содействию в устранении цифрового неравенства. Для нас цель – кратный рост ежегодно. В стране более 1000 городов, а цифровизации коснулись в основном столичные, крупные города или города присутствия крупных игроков бизнеса – градообразующие предприятия. Большая часть городов таких возможностей не имела и наш продукт, который изначально рассчитан на относительно простое и быстрое внедрение и решает самые больные задачи муниципалитета, уже сейчас подтверждает свою необходимость, а дальше будет еще более востребован и доступен. Географию присутствия и количество внедрений в России мы рассчитываем увеличить радикально.
Многие территории, в которых у нас есть отдельные муниципальные внедрения, это позитивный опыт, который с интересом изучает регион. Это позволяет подойти к вопросу тиражирования успешных практик на уровне региона. Кроме того, мы планируем прирасти международными проектами в дружественных странах – Беларусь, Узбекистан, Армения. Переговоры с коллегами ведутся, им интересны наши решения, опыт и подходы к реализации проектов цифровой трансформации территорий.
Если говорить про сроки масштабных целей – здесь невозможно ответить однозначно. Четко сказать про сроки можно в рамках конкретного проекта. Более того, все проекты разные и сроки растянуты по времени. Если говорить про наши продукты, в частности сервисы платформы «Умный город», то они быстро внедряемые. После принятия решения и оформления юридической составляющей, в среднем реализация длится несколько месяцев. Есть сервисы, которые могут быть развернуты за 1-2 недели. Если мы говорим про проекты, которые требуют строительства инфраструктуры (проектирование, поставка оборудования, настройка), то это год и более.
Наши заказчики – это государственные и муниципальные органы, у которых есть не только точка принятия решения, но и цикл бюджетирования, расчета, формирования бюджетной заявки и т.д. Сам по себе бюджетный цикл занимает от полугода, а обычно это год и больше. Поэтому сроки долгие, проекты долго готовятся, ведется поиск источников финансирования. Сейчас есть наработки, контакты, взаимодействия и желание ряда муниципалитетов и регионов, они находятся в состоянии планирования.
- С кем вы сотрудничаете и в чем видите перспективы работы?
- Мы сотрудничаем с ВАРМСУ, РФРИТ, АНО «Цифровая экономика», помогаем обучать, информировать, вовлекать в цифровизацию максимальное количество людей, привлекать гранты, делимся опытом. Отмечу активную позицию Минстроя РФ, который создает и продвигает новый стандарт, мотивирует через рейтинги, грантовую поддержку, стимулируют вхождение в такие проекты.
Мы видим большие перспективы в сегменте «Умных городов», особенно в малых и средних городах, которые сейчас в меньшей степени охвачены цифровыми технологиями по сравнению с мегаполисами. Здесь проживает более 30 миллионов человек и реальность такова, что без цифровизации сегодня невозможно создать людям нормальные условия для жизни и повысить качество городской среды. Поэтому востребованность технологий «Умного города» будет дальше расти.

Источник: TelecomDaily
Сергей Кучин: «Мы видим большие перспективы в сегменте малых «умных» городов»
Сергей Кучин: «Мы видим большие перспективы в сегменте малых «умных» городов»