Госкорпорация «Росатом» работает над созданием цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП). Об этом заявил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко ходе конференции по развитию телекоммуникаций и цифровизации в Арктике прошедшей в рамках XXV Петербургского международного экономического форума.
Как отметил Максим Кулинко, она будет состоять из ядра – Единой платформы цифровых сервисов на СМП (ЕПЦС СМП) -- и новых источников информации, необходимых для повышения точности оценки ледовой, метеорологической и навигационной ситуации, складывающейся в акватории СМП. При этом ЕПЦС СМП предполагает создание единого цифрового пространства, которое позволит в режиме «одного окна» оказывать различные услуги грузоперевозчикам, судовладельцам и капитанам судов, страховщикам, и другим участникам логистического рынка на СМП. В том числе речь идет об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота. В рамках единой цифровой платформы планируется собрать все виды информации из всех имеющихся источников, например, гидрометеорологические данные, расположение судов и ледоколов, загруженность портов. В результате пользователи получат «ледовый навигатор», позволяющий с высокой точностью проложить маршрут в изменяющихся ледовых условиях СМП. А новые источники информации – это бортовые автоматизированные информационно-измерительные комплексы (БИК), устанавливаемые на судах, работающих в акватории СМП, и средства авиационной разведки (в первую очередь, беспилотные).
«Получается так, что мы бросили сами себе вызов, поскольку готовых решений на российском и международном рынках нет. Сейчас финансируем опытно-конструкторскую работу (ОКР) по созданию БИК. С конца 2023 года планируем уже запустить первую серийную партию. С учетом снимков дистанционного зондирования Земли, полученных с космических аппаратов, комплексная обработка оперативной информации о фактической ледовой обстановке, поступающей одновременно со многих судов и летательных аппаратов, позволит формировать интегрированную комплексную картину состояния льда. Это, в свою очередь, напрямую влияет на безопасность судоходства и эффективность эксплуатации Севморпути в круглогодичном режиме», - сообщил Максим Кулинко.
Создание цифровой экосистемы реализуется в соответствии с утвержденной Правительством РФ инициативой социально-экономического развития до 2030 года «Круглогодичный Севморпуть», в рамках которой до 2024 года запланировано выделение из федерального бюджета 3,8 млрд рублей. Предполагается, что основными пользователями станут логистические компании, грузовладельцы, а также собственно Госкорпорация «Росатом», так как именно на неё возложена задача организовать круглогодичное, безопасное плавание в акватории СМП.
Для справки:
БИК – это аппаратно-программный комплекс для оперативного сбора и автоматической обработки информации о состоянии ледовой обстановки вблизи судна. Такая информация собирается сразу с нескольких судов, на которых будут установлены БИКи (предполагается начать с 30 подобных комплексов) путем передачи обработанной информации по штатным судовым каналам спутниковой связи в Штаб морских операций для последующей обработки в ЕПЦС СМП.
Госкорпорация «Росатом» наделена функциями инфраструктурного оператора Северного морского пути (СМП) и отвечает за проводку судов, строительство инфраструктурных объектов, навигацию и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях».


attachment
Северный морской путь – судоходный маршрут и главная морская коммуникация в российской Арктике. Одна из стратегических целей Госкорпорации «Росатом» - сделать Северный морской путь эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Узнать больше
Источник: Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом»